Главная » Файлы » Методическая копилка » Статьи

Цикл статей на тему: " Технология формирования информационно-игрового творчества детей на основе корректурных таблиц".
20.01.2018, 12:32

Статья №2:

Теоретические основы технологии формирования информационно-игрового творчества. Стартовые положения.

Я рада вновь приветствовать Вас, уважаемые читатели, на страницах нашего сайта. В первой статье я представила Вашему вниманию инновационную технологию формирования инфомационно-игрового творчества дошкольников на основе корректурных таблиц.

Продолжаем цикл статей, посвященных этой технологии, и я хочу немного остановиться на том, что дошкольное детство – это особенный возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят изменения во всех сферах его психики: когнитивной, эмоциональной, волевой, и которые проявляются в разных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой. В этот период важно научить человека самостоятельно ориентироваться в информации, успешно ее использовать. Для этого необходимо формировать способность творчески, не шаблонно мыслить, самостоятельно пополнять свои знания. То есть ребенок должен обладать креативностью – способностью и стремлением к творческой деятельности, проявлению фантазии, воображения, изобретательству.

На этапе дошкольного детства о креативности ребенка мы можем судить, прежде всего, по тому, умеет ли он задавать необычные вопросы и готов ли он давать самостоятельные оригинальные ответы. Стремление и желание отойти от шаблона, сделать по-другому. Если смотреть на креативность не только как умение что-то придумывать и творить, то мы поймем, что в основе креативности лежит умение нестандартно и широко мыслить, без стереотипов и ограничений. Потому что, если человек мыслит стандартно, то ничего принципиально нового он не создаст. И каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение в жизни, опираемся на наше мышление. И если оно «зашоренное», решение может быть не лучшим.

Дошкольное детство – единственный период жизни, когда творчество может стать универсальным и природным способом бытия человека. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о безграничной креативной возможности дошкольного детства, поэтому так важно создать благоприятные условия для развития личности.

Развитие креативности как базового качества, интеллектуальной и речевой активности ребенка требует широкого жизненного пространства, включения в разные виды деятельности, достаточной свободы действий. В ограниченном пространстве жесткого управления и контроля креативность и познавательная активность не имеют шансов развиваться. Однако необходимо уместное и умеренное участие взрослого. Но не просто присутствие , а разумное и терпеливое руководство творческими поисками, попытками ребенка, умение взаимодействовать, не подменяя и не опережая детскую любознательность, а только направляя и поддерживая ее. Важным условием организации творческого взаимодействия взрослых и детей является пробуждение общего информационно-игрового интереса в процессе использования какого-нибудь развивающего средства – книги, набора картинок или сюжетной картины и т.д. К таким средствам можно включить корректурные таблицы.

В истории дошкольной дидактики ученые и практики неоднократно обращались к использованию предметных картинок, в том числе и в виде таблиц. Логопеды и дефектологи накопили интересный опыт использования корректурных таблиц, а в начальной школе – Ш. О. Амонашвили. Но, в практике работы дошкольных заведений корректурные таблицы используются бессистемно, хотя могли бы стать одним из ключевых средств обогащения познавательного опыта, формирования системы понятий как основы абстрактного мышления дошкольников.

Ниже приведем научные концепции, теории и технологии, которые явились теоретическим обоснованием создания корректурных таблиц.

  1. Культурно-историческая концепция становления высших  психических  функций Л.Выготского. В ней речь идет о том, что дошкольники мыслят с помощью «жизненных» понятий, которые формируются спонтанно. Такие понятия формируются под воздействиям различных ситуаций, на основе конкретного примера. Иллюстрирование жизненного опыта в виде отдельных элементов, представленных на игровом поле корректурной таблице, специально разработанные вопросы и задания методического сопровождения помогут ребенку усвоить и конкретные и абстрактные понятия.
  2. Теория про зоны ближайшего развития Л. Выготского, в которой речь идет про то, что ребенок имеет зону актуального развития, к ней относятся знания и умения, которыми ребенок уже владеет; а так же – зона ближайшего развития, которой принадлежат знания и умения, которыми ребенок может овладеть с помощью взрослого. В процессе информационно-игрового взаимодействия с взрослыми и сверстниками по корректурным таблицам дети постоянно расширяют свои знания.
  3. Психологическая теория деятельности О. Леонтьева и С.Рубинштейна, в которой речь идет про то, что сознание и деятельность имеют одну природу, поскольку в процессе деятельности объект познания превращается субъектом (человеком) в представление и понятие. В соответствии с этой теорией выполняя многочисленные задания, упражнения на основе корректурных таблиц ребенок выявляет, сопоставляет и сравнивает качества разных предметов и объектов в поиске правильного ответа.
  4. Теория учебной деятельности В. Давыдова – Д. Эльконина, конкретно про то, что жизненные понятия могут трансформироваться в теоретические знания под влиянием организованной учебной деятельности, в процессе решения учебных заданий. Эта теория провозглашает дедуктивный путь формирования системных знаний у дошкольников.

5. Возрастная периодизация психического развития по типам ведущей деятельности Д. Эльконина, согласно которой, ведущей деятельностью в детстве является игровая. Этот научный подход дает возможность построить разнообразную работу с таблицами в формате занятий, создать способствующую творческому поиску эмоциональную атмосферу доброжелательного партнерства.

  1. Психологическая модель сократического полилога А. Марголиса, предполагает подведение детей к нахождению способов решения проблемной ситуации в зоне ближайшего развития.
  2. ТРИЗ-технология Г. Альтшулера. В ходе занятий активно используется палитра методов ТРИЗ-технологии, которые обеспечивают высокий уровень их эффективности.
  3. Положение интерактивной технологии Л. Пироженко и О. Пометун, которые предлагают систему форм и методов организации взаимодействия воспитателя и детей, детей-ровесников, для нестандартного решения учебных задач. Используя корректурные таблицы, стимулируется «включение», обеспечивается персональная активность каждого ребенка.

Таким образом, изучение научно-теоретических основ технологии формирования информационно-игрового творчества на основе корректурных таблиц дало возможности сформулировать стартовые положения:

1. Ребенок способен понимать намного больше и глубже, чем представляют взрослые. Он умный настолько, насколько умным ему позволяют быть. Именно мы взрослые ответственны за широту его познавательных горизонтов.

  1. В каждом ребенке природой заложено творческое начало, которому надо помочь раскрыться. Творческий путь – путь многочисленных ошибок и попыток с их обязательным исправлением самим ребенком. Попытки взрослого облегчить этот путь лишает ребенка возможности стать творцом своей жизни.
  2. Дошкольник мыслит в основном образами, поэтому только максимальное использование наглядности, ее многоканальность делает процесс обучения эффективным.
  3. Детская игра задает необыкновенную развивающую среду, в которой личность ребенка раскрывается полноценно. На начальных этапах освоения мира нельзя минимизировать игру за счет других видов деятельности.
  4. Ребенок, как и взрослый, любит, когда его слушают, уважают, считаются с ним.

Напомним составляющие процесса усвоения детьми жизненных представлений и абстрактных знаний:

- чувственное восприятие очевидных признаков, свойств, явлений;

- актуализация ранее полученных знаний;

- выделение существенных признаков;

- обобщение и словесное определение сути понятия;

- организация закрепления и использования усвоенного.

И исходя из сказанного, становиться очевидным необходимость максимальной наглядности процесса познания, как раз это и обеспечивают корректурные таблицы. Работа по корректурным таблицам построена так, чтобы максимально задействовать все названные составляющие. Так, например, работа над таблицей «Деревья и кусты» дает возможность детям не только вспомнить, как выглядят разные деревья ( одни из них ребенок знает, другие видел, а название услышит от воспитателя или сверстника), определить признаки, которые объединяют всех (ствол, ветки, листья) в одну группу, актуализировать другие знания, связанные с ростом деревьев. Итак, корректурные таблицы можно определить как необыкновенно эффективное средство интеллектуального и речевого развития детей.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: doshkoljonok
Просмотров: 834 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar