Главная » Файлы » Методическая копилка » Статьи

Статья "Жизнь со сказкой. Жизнь в сказке".
20.01.2018, 12:35

Жизнь со сказкой. Жизнь в сказке.

(как мы работали в младшей группе)

Изучение публикаций об организации образовательного процесса по тематическому планированию подтверждает, что в большинстве из них раскрывается опыт учебно-воспитательной работы на основе интеграции в старших группах. В этой статье я хочу представить опыт такой работы с детьми младшего возраста, построенный на основе литературных произведений. Надеюсь, что он будет полезным для педагогов, которые решили организовать образовательный процесс на основе интеграции, начиная с младшей группы.

Хочется отметить, что даже большой опыт педагогической работы в дошкольном заведении не дал возможности так явно почувствовать, как изменились дети, какие они эти современные дети, как очередная встреча с трехлетками, нашими новыми воспитанниками, в начале учебного года. Сегодня много пишут про детей индиго. Почти каждый из родителей, которые интересуются проблемами воспитания, вооруженный такой литературой стремится увидеть в своем ребенке этот феномен, хотя бы для того, чтобы объяснить какие-нибудь отступления от нормы именно принадлежностью к так называемым космическим детям. Нам все равно как их называть. Для нас важно только то, что мы объективно видим: непоседливые, нервные, нетерпеливые (надо немедленно и все сразу, причем, чтобы сделано все было само, без приложения малейших усилий), эмоционально нестабильные, много углубленных в себя. Способные на агрессивные проявления, причем причина, которая вызвала агрессию, не обязательно может быть весомой. Чувство вины не переживают, наказания (посидеть и подумать, выйти из игры и т.д.) не принимают и часто не исполняют. Видят и не видят, слушают и не слышат. Восприятие мгновенное, зато поверхностное, быстро загорается интерес к чему-нибудь и так же быстро угасает. Интерес сохраняется лишь к той активной деятельности, которой реально занимаются, причем руки должны обязательно быть занятыми работой.

Часть детей воспитывалась в группе раннего возраста, и к организованной жизни была уже приспособлена, другая часть на протяжении сентября впервые переступила порог детского сада со всеми соответственными последствиями. И что самое главное – чрезвычайная индивидуальная разница в восприятии, запоминании, ритме жизни, интеллектуальных и речевых возможностях между детьми одного возраста. Вместе учить почти нереально.

В общем с самого начала было понятно одно – для обеспечения эффективности образовательного процесса надо организовывать его таким образом, чтобы формы индивидуального обучения доминировали над групповыми, хотя бы в первой половине учебного года. Для сохранения и усиления познавательного интереса и интеллектуальной и речевой активности необходимо, чтобы руки детей во время обучения были максимально загружены полезным делом. Чтобы обеспечить стойкий интерес к тому, что происходит в группе, положить начало процессу рождения детского коллектива, приучать их к совместным действиям.

В разработке перспективного плана, составленного на основе принципа интеграции, были учтены все образовательные области ФГОСа. Мы старались планировать работу таким образом, чтобы уделить внимание основным видам детской деятельности (игре, общению, познанию, экспериментированию, художественно-предметной деятельности, движениям и т.д.), основным способам познания законов природы и социума, а также формированию у детей собственного опыта общения и взаимодействия с ровесниками и взрослыми, чтобы помочь дошкольникам в усвоении самых важных жизненных правил как способа их социализации.

К каждой из тем обозначалась общая цель, которая потом конкретизировалась в череде программных задач для каждого занятия. Проиллюстрируем на примере некоторых тем.

Тема «Сам-само» (на основе итальянской сказки «Ленивая Бручоллина»). Цель: Дать детям элементарные представления о том, что в природе и в нашей жизни происходит без нашего участия, само по себе, что мы должны принимать как данность. Подвести детей к пониманию того факта, что многое ребенок может сделать самостоятельно. Научить просить о помощи, если сам не справляется. Помочь ребенку уяснить свои способности. Воспитывать позитивное отношение к трудовому усилию.

Понятийное поле: самостоятельно, помощь, радуга, временна вгода (зима, весна, лето, осень), времена суток (утро, день, вечер, ночь), фамилия, имя, могу, хочу, надо.

  • «Уроки зимы» (на основе сказки «Рукавичка»). Цель: формировать целостное представление про зиму как время года, про то, как изменяется зимой жизнь природы и людей, подвести к установлению элементарных причинно-следственных связей. Помочь детям усвоить уроки зимы: уроки запасливости, дружбы и взаимопомощи, терпения, силы и красоты. Воспитывать наблюдательность и любознательность. Продолжать формировать корпоративные навыки у детей.

Понятийное поле: сугробы, снежные заносы, лед, метель, праздник, зима, нарядная, белоснежная, голодная, морозная, холодная. Забавы: снеговик, лыжи, санки, коньки.

Тема «Сильный – слабый» (на основе сказки «Большой друг»). Цель: помочь детям понять разницу в понятиях «слабый» и «сильный», познакомить с отдельными проявлениями силы и слабости в мире природы, социуме, предметном мире. Помочь понять важный закон гуманных отношений: сильный – чтобы помогать слабому. Подвести к пониманию: сильный – не всегда большой, а маленький – не всегда слабый. Воспитывать желание заботиться о слабых и беззащитных. Обогащать знания про особенности жизни природы и людей в холодную пору года. Помочь детям узнать свою внутреннюю силу.

Понятийное поле: сильный, крепкий, могучий, слабый, квелый, хлипкий, защищать, помогать, применять силу, совершить усилие.

Основными средствами образовательной работы было выбрано знакомство с литературными произведениями (сказками, рассказами, стихотворениями) и изобразительную деятельность (разнообразные ее виды, техники, материалы). Мы исходили из того, что литературные произведения кроме общего культурного развития и воспитания интереса и любви к книгам, дают детям полезные примеры позитивного опыта – как дружить, как научиться быть самостоятельным, как просить о помощи, как учиться преодолевать неприятности и т.д. Поэтому к каждой из 18 тем были подобраны литературные произведения, с которыми сначала знакомили детей, потом разыгрывали в театрализированных играх и обыгрывали в разных формах познавательной деятельности. Однако мы понимали, что одного восприятия позитивного образца недостаточно. Жизнь доказывает, что десятилетиями успешно используемая в педагогике связь «знание про норму обеспечивает норму в поведении» сегодня не работает. Дети, даже зная как надо поступить, почему-то делают по-другому. Поэтому мы видели свою задачу в воспитании правильного отношения к разным аспектам жизни через приобретение детьми собственного опыта их проживания. Выведенное вместе с детьми «жизненное правило», отображенное в литературном произведении, обязательно проверялось потом на практике. То есть деятельность детей организовывалась таким образом, чтобы им становилась понятна суть прочитанного.

Тематическое содержание перспективного планирования образовательной работы в младшей группе

1. Сентябрь

Давайте познакомимся

 

2. Сентябрь

Мы – разные

 

3. Октябрь

Большие - маленькие

 

 

4. Октябрь

Сам - само

 

5. Ноябрь

Правила для всех: можно и нельзя

 

6. Ноябрь

Сильные и слабые

 

7. Декабрь

Знаю - не знаю

Превращения

 

8. Декабрь

Уроки зимы

 

9. Январь

Вместе лучше

 

10. Январь

Правила для всех: чистота и красота

 

11. Февраль

Мы играем

 

12.Февраль

Наши друзья

 

13. Март

Важная работа

14. Март

Правила для всех: свои и чужие

 

 

15. Апрель

Правила для всех: порядок

 

16. Апрель

Хорошо и плохо

 

17. Май

Дом и семья

 

 

18. Май

Мы растем

 

 

Что касается изобразительной деятельности во всех ее проявлениях, доступных для трехлеток, то мы исходили из понимания непревзойденного значения сенсорного развития для всего дальнейшего психического развития детей.

К тому же разнообразная изобразительная деятельность развивала ручную умелость детей, способствовала формированию необходимых качеств, помогала в интересной для детей деятельности научиться слушать и понимать задания, действовать в общем ритме, то есть способствовала формированию элементарных навыков учебно-познавательной деятельности. Мы убедились также в необходимости введения, хотя бы в первой половине учебного года, групповых художественных работ, которые состояли из элементов, выполненных каждым ребенком отдельно. Так, например, жук наклеивался не на отдельный листочек, а на большой общий, исполненный в виде полянки; домики - собирались в большую улицу, цветы – в букет и т.д. Это, во-первых, помогало ребенку почувствовать себя частью группы, во-вторых, родители и дети уже не сравнивали свою работу с другими, так как каждый делает задание не сам для себя, а принимает участие в общем деле. В-третьем, когда вместе, обязательно получиться красиво и правильно, будет весело и интересно. Во время выполнения совместной работы малыши общаются, учатся друг у друга, накапливают опыт конструктивного взаимодействия.

Отметим, что тематическую направленность недели и конкретного дня мы определяли обычно с помощью различной наглядности, специфического оформления группового уголка, на которую обращали внимание детей в начале дня. Поскольку родителей воспитанников мы воспринимали как активных участников образовательного процесса, информацию о начале новой темы, цель и тематику интегрированных занятий на ближайшие две недели размещали в информационном уголке для родителей, как и все другие материалы про наше ежедневное проживание. Так же отметим, что интегрированные общегрупповые занятия в нашей младшей группе структурно отличались от традиционных, что давало нам возможность включения каждого ребенка в ход занятия, а не просто обеспечивать его присутствие, как нередко бывает. В первой части занятия, пока внимание детей обеспечивается их интересом к новому материалу, воспитатель проводил занятие со всей группой детей. Во второй части занятия, когда из-за потери внимания общегрупповая работа становилась малоэффективной, занятия переводились в подгрупповой режим. При этом с частью детей работала воспитатель, иногда помогала помощник воспитателя, а остальные дети самоорганизовывались (то есть занимались разными видами самостоятельной деятельности), находясь под контролем взрослых. Мы убедились, что чем раньше детям давать свободу выбора содержания и способов действий, тем раньше они станут свободо-состоятельными. Безусловно, разные эксцессы случались и в нашей жизни, не без этого, однако дети научились занимать себя содержательной деятельностью, содержательным общением, интересной игрой, в целом придерживаться заданных правил и норм жизни в группе.

Возвращаясь к особенностям построения общегрупповых занятий, отметим, что обязательным моментом в их начале была проверка психологической готовности каждого ребенка к занятию. Если этот момент игнорировать, может случиться, что большинство детей собраны в кучу, но реально на занятии отсутствуют (не слышат, не видят воспитателя и других). Тогда, как это часто бывает, воспитатель работает с 2-3 детьми, а остальные – хорошо, если дают возможность проводить занятие и просто молча сидят. Но хуже то, что постепенно основная масса детей группы привыкает к состоянию эмоционального и душевного спокойствия, привыкает ничего не делать на занятии, и потом уже вывести их из этого состояния невозможно. Мы используем множество способов проверки включенности детей в занятие. Например, предложить повторить за вами какую-нибудь фигуру с помощью пальцев, позы, жестов, движений; сначала договориться про использование сигналов, а потом выполнять действия с применением этих сигналов; хоровое декламирование в сопровождении движений; упражнения на внимание, запоминание и т.д.

Необходимо так же обратить внимание на организацию восприятия литературных произведений, исходя из особенностей восприятия современных трехлеток. Детям трудно воспринимать тексты на слух. Многие совсем не приученные слушать литературные произведения, дома им не читают. Интерес к слушанию текстов быстро снижается, а необходимой дидактической наглядности в дошкольных заведениях нет. Для малышей важно в процессе рассказывания литературного текста сохранять зрительный контакт с воспитателем, а так же сопровождать наглядным показом, например, театром игрушек, синхронным показом книжных иллюстраций и т.д. К тому же еще стоит важный вопрос отбора текстов для построения занятий. Списки произведений, рекомендованных для чтения, давно требуют пересмотра. Отдельные тексты перестали быть понятными и интересными современным детям. Мы старались подбирать произведения, в которых четко прослеживается тема, сюжет динамичный, много диалогов. Выбранные произведения презентовали детям как социальные ситуации, которые могут случиться и в жизни современного ребенка, опыт выхода из которых может быть и для него полезным.

Покажем содержание образовательной работы на примере темы «Вместе лучше» (на материале сказки В. Сутеева «Кораблик» и сказки Н. Павловой «На машине»).

Цель педагогической работы мы видели в том, чтобы помочь детям убедиться, что совместная деятельность может быть белее интересной, веселой, эффективной, чем работа поодиночке. Помочь детям понять. Что человеку иногда требуется помощь, нужно уметь просить о помощи, а так же самому уметь ее предложить. Запланированная деятельность должна содействовать усвоению навыков общения и совместной деятельности.

В течении двух недель дети должны усвоить тематический словарь: рядом, вместе, помощь, дружба, товарищи, предложить, попросить, слабый, сильный, крепкий. Составление тематики на две недели помогло нам лучше уяснить ключевую идею, почувствовать многогранность темы, использовать наиболее уместные способы ее реализации. Обратим внимание на необходимость повторения как условия усвоения материала детьми младшего возраста. В течении первой недели интегрированные занятия разрабатывались на основе сказки В. Сутеева «Кораблик». Сказка про то, как Жучок, Мышонок, Цыпленок и Муравей построили кораблик, хорошо известна, поэтому мы не приводим текст. Было выбрано такие темы занятий:

Понедельник – Вместе быстрее. Дело делим на всех. Интегрированное занятие с приоритетом логико-математических задач.

План: 1 часть – общегрупповая.

1. Упражнение «Бусы». У каждого бусинка, дети рассматривают их, обговаривают, сравнивают. Вопросы: Можно ли из одной бусинки сделать бусы? Как сделать бусы? Собрать на нитку вместе.

2. Упражнение «Солнышко». У каждого счетная палочка. Дети показывают одну, как показать 2? 3? 4? (объединиться). Сложить вместе общее солнышко. Воспитатель подчеркивает, что вместе дело сделать быстрее и проще, чем одному.

3. Рассказывание сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием театра игрушек.

4. Беседа по содержанию: Вспомните всех друзей, какие они. Для чего им нужен был кораблик? Как они его сделали? Кому теперь интереснее – друзьям или лягушонку? Воспитатель формулирует вывод: все дела лучше делать вместе. Вместе быстрее, потому что дело делим на всех.

2 часть занятия – подгруповая. Задания для подгрупп:

5. Рассортировать мелкий дидактический материал (строительный материал, детали конструктора и т.д.) по коробкам; наполнить банку водой. Каждый по чашке, ложке – вместе быстрее, чем одному. Воспитатель помогает распределить поручения, доказывает важность трудиться вместе.

6. Небольшими подгруппами дети выполняют аппликацию «Кораблик» (из бумажных полосок разной длины).

Вторник – Вместе крепче. Помогаем друг другу . Интегрированное занятие с приоритетом интеллектуально-речевых задач.

План: 1 часть – общегрупповая.

1. Воспитатель напоминает содержание сказки «Кораблик». Рассказывает сказку с участием детей. Подводит к формулировке главной идеи сказки – вместе лучше.

2. Упражнение «Забор». Дети делают стенку, становятся плотно, обнимаются за плечи. По сигналу дети «закрывают» забором, защищают мышонка.

3. Упражнение «Бассейн для шариков». Дети образуют круг, в середину которого воспитатель напускает шарики. Если разорвать круг, шарик потеряется. Надо держаться вместе. Вместе крепче.

4. Упражнение «Веник» - дети пробуют поломать хворостинку и пучок хворостинок, убеждаются, что пучок сломать трудно.

2 часть – подгрупповая.

5. Разыгрывание диалогов по сказке «кораблик».

6. Дорисовать по заготовкам героев сказки (мышке – хвостик, глазки, уши и т.д.).

Среда – Строим кораблик. Интегрированное занятие с приоритетом исследовательско-поисковой деятельности.

План: 1 часть – общегрупповая. Проведение опытов:

1. Дети вместе с воспитателем рассказывают сказку, комментируют сказочный сюжет по вопросам воспитателя.

2. Воспитатель предлагает самим построить кораблик. Дети выбирают из набора материалов (газета, салфетки, ореховая скорлупа, пленка, деревянная дощечка), что подходит, проверяют, будет ли плавать. Что или кого такой кораблик может выдержать? Проведение опытов.

2 часть – подгупповая.

3. Конструирование корабликов в парах из строительного материала (изготовление по образцу). По ходу счет деталей, ориентация на поверхности стола.

4. Лепка кораблика из пластилина (на основе ореховой скорлупки).

5. Изготовление корабликов из крышечек (перышки, пластилин), игры с водой.

Четверг – Вместе веселее. Играем вместе. Интегрированное занятие с приоритетом логико-математических задач.

План: 1 часть – общегрупповая

1. Лексико-грамматические упражнения «Один – много», «Он – она – оно» (цыпленок – цыплята, пушистый-тая-тое).

2. Моделирование по содержанию сказки, выкладывание геометрических элементов модели, порядковый счет, закрепление слов «спереди», «сзади», «за ним», «между ними», «вместе», «отдельно», «сверху», «снизу».

3.Игровые упражнения на объединение «Оркестр», «Дождь», «Сугроб». Воспитатель добивается от детей правильно реагировать на слова «вместе», «все», «только», «все, кроме».

2 часть – подгрупповая.

4. Конструирование из бумажных кругов «Жучка», «Жабку». Обыгрывание диалогов по содержанию сказки.

Пятница – Когда мы вместе. Нас много. Театр. Интегрированное занятие с приоритетом интеллектуально-речевых задач.

План: 1 часть – общегрупповая.

1. Хоровое исполнение песен по выбору детей.

2. Лексико-грамматические упражнения «Один – много» (существительные, прилагательные, глаголы).

3. Игра «Театр». Воспитатель предлагает поиграть в театр, рассказывает про артистов и зрителей, помогает организовать в группе места для зрителей и сцену. Рассказывание сказки.

2 часть – подгрупповая.

4. Лепка «Муравейник» («Цыпленок»).

На следующей неделе эта же самая тематика проживалась на материале сказки Н. Павловой «На машине». Приведем текст сказочной истории «На машине». Обратим внимание, что ключевая идея занятия неоднократно проживалась детьми, что помогало детям строить собственный опыт. Каждая часть занятия заканчивалась обобщениеми воспитателя, который помогал детям вербализировать пережитый опыт.

Итак, в этой статье мы раскрыли аспект организации учебно-воспитательного процесса, как наиболее сложного для воспитателей. Однако, хороший результат, по нашему мнению, дало также и включение в образовательный процесс на протяжении года небольших познавательных и художественных проектов, доступных для младших дошкольников, и разнообразная по формам и содержанию работа с родителями, в том числе, привлечение их к праздникам и развлечениям не только в качестве зрителей, а и артистов, помощников, активных участников. А главное, что благодаря такой организации учебного процесса мы смогли предоставить детям больше возможностей и свободы для игры, общения со сверстниками, самостоятельной познавательной и художественной деятельности, - того, что так необходимо для всестороннего развития и социализации малышей.

 

Категория: Статьи | Добавил: doshkoljonok
Просмотров: 582 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar