Главная » Файлы » Методическая копилка » Статьи |
20.01.2018, 12:32 | |
Статья № 1 "Калейдоскоп информационно-игрового творчества детей» а) суть технологии; б) психолого-педагогические принципы реализации технологии. Возможно, многие среди игрушек своего детства помнят самую удивительную – калейдоскоп. Немного повернешь трубу, тронешь картинку, и появляется новый узор. Сколько не крути, каждый раз узоры будут неповторимыми. Технология, которую я представляю читателям на этой методической странице, по ключевым признакам имеет много общего с калейдоскопом. Как и в калейдоскопе, в этой технологии формирования информационно-игрового творчества, к освоению и дальнейшему использованию которой я искренне приглашаю родителей и педагогов вместе с детьми, благодаря выполнению многочисленных интересных заданий, упражнений, знания, представления будут постоянно обогащаться, изменяться. Основным способом информационно-игрового творчества выступают корректурные таблицы, игры-упражнения-задания с которыми будут постоянно продвигать и корректировать представления детей про предметы, будут помогать комбинировать их в новые смысловые блоки, чувствовать связь всего со всем. Эта технология создана доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой дошкольного и начального образования Луганского национального университета, автором около 250 научных и научно-методичных трудов по актуальным проблемам дошкольного образования Натальей Васильевной Гавриш.
Автор технологии, реализуя гуманистический подход к образованию, предлагает УЧИТЬ, НЕ ОБУЧАЯ, дать возможность ребенку САМОМУ ОТКРЫВАТЬ ГОРИЗОНТЫ СВОЕГО ЗНАНИЯ, постоянно чувствуя его относительность и подвижность, что ориентирует человека на ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ. Технология формирования информационно-игрового творчества создана с учетом особенностей мировосприятия, психического развития детей разного возраста. Так, количество картинок для младших дошкольников составляет 9-12, тогда как старшим дошкольникам предлагаются таблицы с 24-25 картинками. Существенно усложняются с возрастом и смысл вопросов и заданий к таблицам. Для каждой возрастной группы составлены таблицы на основные темы, в количестве от 23 до 25. Каждая из таблиц имеет информационно-методическое сопровождения в форме заданий, вопросов, упражнений, игр, текстов. Особенно хочется заметить то, что работа с корректурными таблицами имеет огромный креативный потенциал, так как педагоги, ознакомившись с сутью технологии, могут самостоятельно создавать таблицы на любую тему и разработать серию заданий и вопросов к ним.
Таблица на тему «Зима». Природа зимой (старший дошкольный возраст) Корректурные таблицы представляют собой информационно-игровое поле с разным количеством клеточек (от 9 до 25), заполненных предметными картинками (могут быть таблицы отдельно с цифрами или буквами; или цифрами и буквами; символами или знаками, например геометрическими фигурами). Картинки подбираются в соответствии с заданной темой. Тематическая палитра достаточно широкая, но она почти не изменяется в разных возрастных группах, расширяется только смысловое наполнение, подбор картинок, делаются более разнообразными связи между элементами темы. Так, если, например, тема «Осень» для 3-4-х летних детей представлена такими составляющими: признаки осени, осенняя одежда, урожай, то для старших дошкольников тема будет расширена такими аспектами, как: осенние работы, заботы животных, людей накануне холодов и т. д. Каждая клеточка пронумерована и подписана печатным шрифтом – это значительно расширяет развивающие возможности использования корректурных таблиц: автоматически малыши запоминают цифры и печатный образ слова. Без особенных усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать «считывать» форму слова, соотносить его с буквенным выражением, что делает их уверенными в своих силах, обеспечит в будущем технику чтения за счет узнавания усвоенных ранее слов. Кроме того, корректурные таблицы можно использовать не только для многочисленных познавательных, интеллектуальных, речевых заданий (фонетических, лексических, грамматических), а и тренировать детей в математических умениях (посчитать, установить последовательность, сравнить, определить форму, подобрать предмет-заменитель и т. д.), закреплять ориентацию в пространстве (перед, между, выше, ниже, за и т.д.), развивать внимание и наблюдательность дошкольников. Хочется также обратить внимание коллег на то, что использование в образовательной работе с дошкольниками корректурных таблиц будет успешным только при условии соблюдения психолог-педагогических принципов, важных для превращения обучения в интересную и содержательную игру.
И в завершение, уважаемые читатели, разрешите мне высказать искренние слова благодарности Наталье Васильевне Гавриш за ее беззаветную преданность детству, за ее доброе и отзывчивое сердце. Наталья Васильевна является моим Учителем и благодетелем, и хотя война разлучила нас, она всегда в моей душе. И я искренне надеюсь, что используя технологию Гавриш Натальи Васильевны вы получите не только пользу, но и удовольствие. Учитесь играя и играйте обучаясь! | |
Просмотров: 1341 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |