Главная » Файлы » Методическая копилка » Статьи

Цикл статей на тему: " Технология формирования информационно-игрового творчества детей на основе корректурных таблиц".
20.01.2018, 12:32

Статья №3:

Методические рекомендации для изготовления и использования корректурных таблиц в работе с дошкольниками.

Продолжаю цикл статей о технологии формирования информационно-игрового творчества детей на основе корректурных таблиц. И хочу напомнить, что корректурные таблицы представляют собой информационно-игровое поле с разным количеством клеточек (от девяти до двадцати пяти), заполненных предметными картинками (могут быть также таблицы отдельно с цифрами или буквами; или с цифрами и буквами; символами и знаками, например с геометрическими фигурами). Картинки подбираются по содержанию тематично. Тематическая палитра может быть достаточно широкой, она почти не изменяется в разных возрастных группах, расширяется только содержательное наполнение, подборка картинок, становятся более разнообразными связи между элементами теми. Так, если, например, тема «Осень» для 3-4 летних детей представлена такими составляющими: признаки осени, осенняя одежда, урожай, то для старших дошкольников тема будет расширена такими аспектами, как: осенние работы, заботы животных, людей накануне холодов и т.д. Имеет смысл каждую клеточку пронумеровать и подписать печатным шрифтом – это значительно расширит развивающие возможности использования корректурных таблиц: автоматически малыши будут запоминать цифры и печатный образ слова. Без особенных усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать «считывать» форму слова, соотносить его с буквенным выражением, что делает детей уверенными в своих силах, обеспечит в будущем технику чтения за счет узнавания усвоенных ранее слов. Кроме того, это дает возможность использовать корректурные таблицы для реализации не только многочисленных познавательных, интеллектуальных, речевых заданий (фонетических, лексических, грамматических), а и упражнять детей в математических умениях (посчитай, установи последовательность, сравни, определи форму, подбери предмет-заменитель и т.д.), закреплять ориентацию в пространстве (перед, между, выше, ниже и т.д.), развивать внимание и наблюдательность дошкольников. Это и объясняет само название таблиц – корректировать наше восприятие предметов и объектов действительности, каждый раз те же самые элементы действительности можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обращать внимание на особенные качества та отличия предметов один от другого.

Корректурная таблица – средство развития творчества также и взрослых – родителей, воспитателей и даже целых педагогических коллективов, которые каждый раз могут находить новые педагогические смыслы в использовании таблиц: придумывать новые задания, устанавливать новые закономерности и связи между элементами таблицы. Таким образом, создается своеобразная информационно-интеллектуальная игра, развернутая во времени и не ограниченная в плане ее пространственного использования. То есть, корректурные таблицы могут, как и любые творческие игры, использоваться в разных форматах жизнедеятельности ребенка: не только в общей партнерской деятельности ребенка и взрослого, а и во время специально организованной образовательной деятельности. В начале занятия – как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность; в основной части, в зависимости от темы и логики занятия, - для уточнения знаний и расширения информационно-познавательного круга знаний та представлений дошкольников, для наглядности процесса установления причинно-следственных связей между элементами действительности; за пределами организованного обучения – как своеобразная интеллектуальная игра, в которой дети могут соревноваться поодиночке или командами на скорость реакции, точность и широту восприятия ит.д. Главное, что обеспечивает успех их использования, - живой интерес детей, радость открытий, любознательность, речевая инициатива, удовольствие от ощущения своей интеллектуальной состоятельности, которые взрослый должен поддерживать, тщательно оберегая в процессе работы с таблицей ее познавательно-игровой статус. Любое принуждение, давление, резкость, формализм со стороны взрослого могут погасить эмоциональный отклик детей на интеллектуальную игру и существенно понизить ее результативность. Количество участников такой игры не ограничивается. Возможна организация игры как с одним ребенком, так и со всею группой детей. Задания направлены на индивидуальное исполнение, а так же способствуют развитию товарищеских партнерских отношений.

Развивающий эффект корректурных таблиц обеспечивается исполнением ряда правил их изготовления и использования.

1. Необходимо учитывать, независимо от формата (демонстрационные – для работы со всей группой, раздаточные – для индивидуальной, парной или подгрупповой работы), картинки обязательно должны быть предметными, чтобы не путать детей, обеспечить четкость и ясность восприятия (слухового – задания, вопросы взрослого, и зрительного – поиска и нахождение ответа на вопрос/задание в таблице). Так, изображение карандаша в руке или на столе может сделать вопрос к картинке некорректным. Правильно использовать четкое изолированное изображение карандаша.

2. Картинки должны быть достаточно крупными, реальными, легко узнаваемыми, желательно однообразными (по принципу изготовления) для облегчения их восприятия детьми и соблюдения эстетических требований. Возможен вариант изготовления корректурных таблиц с контурными изображениями, что дает возможность включить задания на разукрашивание.

3. Количество картинок для использования в младшей группе должно быть от 9 до 12, максимально 16 картинок; в старшей – 20 – 24/25 картинок. Чем младше дети, тем очевидней должны быть связи между предметами как тематической группой.

4. Подбор картинок должен строиться по принципу не простого линейного группирования, а так, чтобы стимулировать умственную деятельность детей, активизировать психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, речь, интеллектуальные операции). Так, к теме «Цветы» предлагается подобрать не только картинки с изображением ромашки, тюльпана, одуванчика и еще тринадцати наименований, а еще и такие, чтобы обеспечить возможность охватить разнообразные связи цветов как группы с другими элементами жизни: условия произрастания цветов, время расцветания, место произрастания, способы использования, сезоны, праздничную «принадлежность», если такая есть; однолетние или многолетние цветы, декоративные цветы, которые высаживаются людьми, или полевые, которые растут в природе; насекомые, птицы, которые опыляют и используют цветы для потребностей своей жизни; люди каких профессий ухаживают за цветами; возможность классифицировать цветы по различным признакам (цвет, форма, размер, аромат) и т.д. Таким образом, во время использования корректурной таблицы «Цветы» мы имеем возможность закрепить и расширить представление не только про цветы, вещи, действия и явления, связанные с цветами, а и обеспечить формирование системного видения цветка как элемента природного и человеческого мира в разнообразных его взаимосвязях.

5. Существуют несколько вариантов работы с таблицей:

а) взрослый оглашает вопрос или задание, ребенок (дети) выполняет его, дает объяснение своих действий; возможен комментарий со стороны взрослого (дополнительная информация, оценка выполнения, уточнение и т.д.). Основное задание – благодаря внимательному слуховому восприятию и сосредоточенному рассматриванию таблицы найти правильный ответ и назвать правильное слово/слова;

б) вопрос или задание представлены на карточках с помощью символов, которые ребенок (группа детей) должен самостоятельно «прочитать» и выполнить, используя специальные фишки (геометрические фигуры, мелкие предметы, которыми накрываются картинки-ответы), а потом прокомментировать результат выполнения задания. Суть умственных действий ребенка состоит в том, чтобы не только найти в таблице правильный ответ, а и выполнить дополнительные задания: накрыть, разукрасить, посчитать, сопоставить со схемой, моделью, символом и т.д.;

в) ребенок (дети) работает с разлинеенной, но незаполненной корректурной таблицей и набором предметных картинок-карточек, заполняя клеточки согласно устных заданий взрослого или символических указаний на форму (цвет, букву, число, величину и т.д.). Такого рода задания развивают способность ориентироваться в таблице, упражняют в правильном употреблении пространственных предлогов и наречий (между, за, перед, выше, ниже, под).

6. Вопросы и задания предусматривают не единственный, а многовариативный ответ, что побуждает детей к активному восприятию изображений, неординарному решению задания. Так, к таблице «Идем в школу» можно предложить детям из двадцати картинок выбрать и назвать предметы, которые складывают в пенал; те, названия которых начинаются на заданный звук; имеют определенное количество слогов; те, которые длиннее какого-либо предмета; которые нужны на уроке рисования; которым не место на уроке чтения и т. д. Чтобы не утомить детей потоком вопросов, взрослый может формулировать некоторые из них в виде заданий: в ряду предметов найди лишний; продолжи предложение, что начинается с определенного слова из таблицы; назови одним словом ряд слов из таблицы под номерами; определи соседей указанной картинки; установи закономерную последовательность по определенному признаку (назови самый тяжелый предмет из трех названных); составь историю с названными картинками и т.д.

7. Для усиления развивающего эффекта необходимо подбирать вопросы, которые побуждают ребенка не только констатировать очевидный факт («Покажи, где зайчик», «Найди, какие предметы имеют круглую форму», «Сколько птиц на таблице» и др.), а находить правильный ответ, аналитически «перебирая» глазами многие варианты. Так, во время работы над корректурной таблицей «В мире сказок» дети находят ответы на такие вопросы: какие вещи мы можем увидеть только в сказке? Какие обыкновенные вещи в сказке превращаются в волшебные? Найди всех добрых (злых) героев? Во что ил кого могут превратиться сказочные вещи (крыса – кучер, тыква – карета...). Задания назвать сказочного героя, который находится между Буратино и Мойдодыром; над Золушкой; справа от Колобка, требуют от детей не столько размышления, сколько скорости. Внимательность, быстрота приносят огромное эмоциональное удовольствие и в командном и в индивидуальном «зачете».

8. Как уже говорилось, подготовленные воспитателем корректурные таблицы, могут служить эффективным средством «включения» детей в занятие, то есть использоваться в начале занятия в виде демонстрационного средства. В этом случае есть возможность не только активизировать познавательные процессы, а и приблизить детей к тематическому кругу вопросов, над которыми работает группа. Так, в процессе проживания темы «Путешественники» уместно использовать корректурную таблицу из темы «Транспорт», которая может стать опорой в закреплении и уточнении знаний детей, стать отправным пунктом для проблемной ситуации или выполнения речевого задания. В основной части занятия, объединив детей в небольшие подгруппы, можно предложить им меньшие по размеру таблицы. Причем задание, если оно едино для всех, можно решать командно. Таким образом, может состояться соревнование на лучшее выполнение задания. Возможно, так же, чтобы каждая команда получила разные задания. Пояснения представителей каждой команды – является само по себе ценным способом усовершенствования связной речи дошкольников.

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: doshkoljonok
Просмотров: 1680 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar